С 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный Кодекс ЕАЭС

С 1 января 2018 года на территории стран Евразийского экономического союза - Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Армения, Кыргызской Республики - действует новый документ, регулирующий действия в таможенной сфере - Таможенный Кодекс ЕАЭС.

В новом Кодексе по сравнению с Таможенным Кодексом стран Таможенного союза более полно изложены все аспекты в области таможенного регулирования.

Основными подходами, которые отразились в Таможенном Кодексе ЕАЭС, стали следующие:

  • Сокращение сроков выпуска товаров до 4 часов с момента регистрации таможенной декларации, если по результатам проверки таможенной декларации не выявлена необходимость запроса документов, на основании которых декларация заполнена либо проведения форм таможенного контроля, связанных с проверкой товаров.
  • Возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, автоматически, информационными системами таможенных органов.
  • Совершенствование института уполномоченных экономических операторов.
  • Возможность подачи декларации на товары без представления таможенному органу документов, на основании которых декларация заполнена.
  • Упрощение порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза отдельных категорий товаров.

Сравнительные характеристики основных положений Таможенных Кодексов ТС и ЕАЭС:

Автоматическая регистрация деклараций и автоматический выпуск товаров

Таможенный Кодекс Таможенного Союза

  • «От имени таможенных органов таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются должностными лицами таможенных органов, уполномоченных на совершение таких таможенных операций в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями».
  • «Отказ в регистрации таможенной декларации оформляется должностным лицом таможенного органа в письменной форме с указанием причин отказа».

Таможенный Кодекс ЕАЭС

  • «От имени таможенных органов таможенные операции совершаются должностными лицами таможенных органов, уполномоченными на совершение таких таможенных операций в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.
    Таможенные операции могут совершаться информационной системой таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов».
  • «Выпуск товаров производится с использованием информационной системы таможенного органа….».
    «Отказ в выпуске товаров производится с использованием информационной системы таможенного органа….».
  • «…Таможенный контроль в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений может проводиться информационной системой таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов».

Возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена

Таможенный Кодекс Таможенного Союза

  • Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Таможенный Кодекс ЕАЭС

  • Подача декларации на товары не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, за исключением случаев, определенных Кодексом.
  • Исключения:
    - сертификат происхождения товаров, представление оригинала которого для предоставления тарифных преференций предусмотрено международным договором;
    - документы, подтверждающие полномочия лица, подающего декларацию на товары, при письменной форме декларирования.
  • Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, которое в соответствии с законодательством государств-членов может быть подтверждено после выпуска товаров.

Свидетельство Уполномоченного экономического оператора

Таможенный Кодекс Таможенного Союза

  • Единое свидетельство на все упрощения

Таможенный Кодекс ЕАЭС

  • Свидетельство I типа:
    упрощения при совершении таможенных операций.
  • Свидетельство II типа:
    упрощения при проведении таможенного контроля.
  • Свидетельство III типа:
    упрощения, предусмотренные для свидетельств первого и второго типа.

Статус уполномоченного экономического оператора дает право на специальные упрощения при осуществлении таможенных процедур. Специальные упрощения - это особенности совершения отдельных таможенных операций и проведения таможенного контроля, а также другие особенности применения положений Таможенного Кодекса ЕАЭС, применяемые в зависимости от типа свидетельства уполномоченного экономического оператора.

Таможенный Кодекс Таможенного союза включал в себя только 4 специальных упрощения:

  1. Временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора.
  2. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 197 Таможенного Кодекса Таможенного союза.
  3. Проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора.
  4. Иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза.

В Таможенном Кодексе ЕАЭС списко специальных упрощений расширен и зависит от типа свидетельства выданного уполномоченному экономическому оператору. Как уже было отмечено выше, Таможенный Кодекс ЕАЭС включает три типа свидетельства уполномоченного экономического оператора.

Свидетельство первого типа включает следующие специальные упрощения:

  1. Совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, убытием товаров с таможенной территории Союза, таможенным декларированием и выпуском товаров в первоочередном порядке.
  2. Непредоставление при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в случаях, когда предоставление такого обеспечения установлено в соответствии со статьей 143 Таможенного Кодекса ЕАЭС.
  3. Непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, с особенностями, предусмотренными статьями 121 и 122 Таможенного Кодекса ЕАЭС.
  4. Выпуск товаров до подачи декларации на товары в соответствии со статьями 120 и 441 Таможенного Кодекса ЕАЭС.
  5. Проведение таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра в первоочередном порядке.
  6. Признание таможенными органами в качестве средств идентификации пломб, наложенных уполномоченным экономическим оператором на грузовые помещения (отсеки) транспортных средств или их части. Требования к таким пломбам определяются Комиссией.
  7. Неустановление маршрута перевозки товаров в отношении товаров, перевозимых уполномоченным экономическим оператором.
  8. Приоритетное участие в проводимых таможенными органами пилотных проектах и экспериментах, направленных на сокращение времени и оптимизацию порядка совершения таможенных операций.
  9. Осуществление перевозчиком, являющимся уполномоченным экономическим оператором, разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, находящимися под таможенным контролем и вывозимыми с таможенной территории Союза, за исключением товаров, перевозимых (транспортируемых) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, другими транспортными средствами, в том числе с удалением наложенных пломб и печатей, без разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая операция, или без его уведомления.

Свидетельство второго типа дает право уполномоченному экономическому оператору на следующие специальные упрощения:

  1. Временное хранение в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора товаров уполномоченных экономических операторов.
  2. Временное хранение в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора товаров лиц, не являющихся уполномоченными экономическими операторами, если это предусмотрено законодательством государств-членов.
  3. Доставка товаров в зону таможенного контроля, созданную в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора, их размещение в такой зоне таможенного контроля, проведение таможенного контроля и совершение таможенных операций, связанных с завершением действия таможенной процедуры таможенного транзита, в таких сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок).
  4. Проведение таможенного контроля в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора.
  5. Совершение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и выпуском товаров, в таможенном органе, отличном от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, если такие таможенные органы расположены на территории одного государства-члена. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может устанавливаться порядок совершения указанных таможенных операций при применении этого специального упрощения.
  6. Проведение таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра в первоочередном порядке.
  7. Применение уполномоченным экономическим оператором средств идентификации, используемых таможенными органами в порядке, определенном в соответствии с пунктом 7 статьи 437 Таможенного Кодекса ЕАЭС.
  8. Непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, с особенностями, предусмотренными статьями 121 и 122 Таможенного Кодекса ЕАЭС.
  9. Выпуск товаров до подачи декларации на товары в соответствии со статьями 120 и 441 Таможенного Кодекса ЕАЭС.
  10. Непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин при отсрочке уплаты ввозных таможенных пошлин в соответствии с пунктом 1 статьи 59 Таможенного Кодекса ЕАЭС, если уполномоченный экономический оператор выступает декларантом товаров.

Свидетельство третьего типа включает специальные упрощения, которые описаны для свидетельств первого и второго типов.